bloody_icon (bloody_icon) wrote,
bloody_icon
bloody_icon

Categories:
  • Mood:

Про полёты и политику

Оригинал взят у krylov_kniga в Про полёты и политику
Инцидент со сбитым турками российским Су-24 не оставил в стороне издательство «Крылов», в котором печатаются компетентные люди с интересной судьбой. Мы задали несколько вопросов нашему автору Петру Ивановичу Заспе: 27 лет службы на Северном флоте в морской авиации, ушёл в отставку в звании майора и в должности штурмана эскадрильи.
Заспа
«К»: Здравствуйте, Пётр! Что вы можете сказать о Су-24?

П. Заспа: Су-24 - это трудяжка поля боя. Вся нагрузка на нём, и соответственно, достаётся больше других. А самолёт прекрасный! В Сирии, как я прогуглил, ребята с Липецкого центра переучивания. Они считаются по машинам Сухого самыми лучшими спецами. Они и в первую Чечню потеряли две двадцать четвёрки с экипажами. И здесь не повезло.

«К»: Какие существуют меры предупреждения экипажа самолёта, вторгшегося без разрешения в чужое воздушное пространство?

П. Заспа: Я всю службу прослужил на Севере, а там просторы. Начинал на стратегическом разведчике Ту-95рц. Полёты по шестнадцать часов, и понятное дело, давала себя знать специфика разведки - чтобы добыть ценную информацию приходилось ходить по лезвию ножа. Прижиматься от границ нейтральных вод к границам территориальным. В каждом вылете нас перехватывали истребители вероятного противника! Но никогда они не проявляли к нам признаков агрессии. В небе все равны и все друг друга уважают.
Наш полёт выглядел так: после ухода с российской территории летели за «угол». Там первый перехват норвежскими истребителями F-16. Ребята очень корректные, постоят у крыла на дистанции, пофотографируют, помашут рукой и домой в Будё.
Дальше американцы с Исландии. Эти любители повыписывать вокруг нас петли и повисеть под крылом, рядом с винтами. Этот фокус у них считался особо эффектным - повисит, потом показывает, как я тебе? И большой палец вверх, мол и вы молодцы, ну и я не промах.
Дальше англичане, немцы, шведы. Другой раз такой хоровод, что не успеваешь всех фотографировать. Но никогда! Никогда, никому, даже в самом кошмарном сне не пришло бы в голову друг друга сбивать. Все понимали, такая и у нас и у них работа. Этакое джентльменское соглашение уважающих друг друга противников. Прощалось всё, даже когда заигрывались.... Да, военные любят поиграть в свои рисковые игры. И делают это с обоих сторон. В какие игры? Ну, к примеру, Норвегия славится своими диверсионными силами и боевыми пловцами. Ну и как тут не показать свою выучку?
Знаю случай, как однажды наша подводная лодка вернулась из патрулирования вблизи норвежского побережья, а у неё вся рубка выкрашена красной краской - шутка как раз от этих ребят в ластах. Другой случай - пристроился американский «Орион» к нашему Ил-38 возвращавшемуся домой с Баренцевого моря. Шёл так близко к хвосту, что на экранах ПВО они сливались одной меткой. И так как на запрос опознавания отвечал наш самолёт, то никто ничего не заподозрил. У противолодочного Ил-38 обзора сзади нет, то так и притащили американца на хвосте на свою территорию. Обращу внимание - прошёл над сушей Кольского полуострова 20км, затем отвалил и вернулся в нейтральные воды! Наши шутку оценили, и представьте, отпустили целым.
Да, международные правила говорят многое, но жизнь говорит другое. Не оставались в долгу и наши. Облётывали как-то в Атлантике авианосную группировку, а по международным законам к авианосцу нельзя подходить с бортов ближе 500 метров, а с курсов взлёта и посадки не ближе 3 километров. А сфотографировать его нужно - кровь из носу! Но только зайдёт с боку наш самолёт, откроет люк фотоаппарата, как тут же рядом F-14, и собой закрывает объектив. Мучился, мучился наш экипаж, а потом выкинул такой номер - выпустил, шасси, закрылки и начал изображать заход на авианосец на посадку. Уж не знаю, что пережили американцы, когда на них заходило наше стовосьмидисятитонное чудовище, возможно резко заняли все корабельные гальюны, но над еюсь, потом посмеялись. Ту-95 прошёл над их головами, всё снял и ушёл безнаказанным домой. Да, из американского МИДа потом посыпались ноты протеста, но что поделать - это их работа. А наше начальство всё гадало, что же делать с дерзким экипажем? Надо бы и наказать, но разведотдел от фотографий захлёбывается от восторга. Такой информативности и качества (до последней заклёпки) в жизни не видали. Тут вроде бы и наградить надо. Приняли соломоно решение: не сделали ни того, ни другого и всё спустили на тормозах. Мне могут сказать, что там Север, летай где хочешь. Верно, там где не морские границы, а сухопутные, есть свои нюансы. Но! Если бы все друг друга сбивали за секундные нарушения, как это сделали турки (даже если согласиться с их выводами) то наши границы были бы усеяны обломками сбитых самолётов.
Есть много причин по которым экипаж может совершить ошибку. Даже сменившийся ветер в одночасье вносит в штурманские расчёты свои пять копеек. Радиус разворота самолёта Ту-95 - пять километров.! Скорость 900км\час. Да ему промахнуться на 2-3 километра - это как автомобилю заехать колесом на осевую. В случае с нашим Су-24 в Сирии не так всё просто. За предъявленные нам 17 секунд турки сделали удивительно многое. И поднять самолёт (а их ПВО дежурит из положения «на аэродроме») и сделать наведение на наш самолёт, а это очень кропотливая и продолжительная работа, и оказывается даже предупредить десять раз! Вы попробуйте сами - включите секундомер и десять раз произнесите длинную фразу вызова самолёта на связь и предупреждения о нарушении им границы на чужом для вас языке! Десять раз! Потом посмотрите что получится.
На Су-24 стоит система предупреждения о наведении оружия и пуска противником ракет СПО-15 «Берёза». Но наш экипаж даже не успел на неё среагировать, потому что процесс был очень скоротечен. Самолёт наш явно ждали и сделали всё, чтобы он не смог уйти. Жаль, что нельзя достать самописцы с разбитого самолёта, и послушать, есть ли там предупреждение турецкого диспетчера? Уверен, что нет! А то, что турки сейчас предъявляют, так задним числом можно изобразить даже «Лунную сонату» в обработке всех их диспетчеров с президентом во главе.

«К»: Как можно расценить политику Турции с начала действий экстремистов в Сирии по сей день?

П. Заспа: Я лично расцениваю политику Турции исключительно через призму интересов клана Эрдоганов. Увы, Россия ударила по самому больному - перекрыла канал поступления прибыли. Где вам ещё позволят покупать у ИГИЛ нефть по 12-15 долларов, а продавать по мировым? Увы, когда задело за своё, за родное, то можно даже поступиться интересами вверившейся тебе стране!

«К»: Является ли уничтожение бомбардировщика, участвующего по приглашению легитимного правительства Сирии в контртеррористической операции, поддержкой боевиков ИГИЛ?

П. Заспа: Безусловно! Я бы даже уточнил - не поддержкой, а крышеванием. Увы, это реалии нашего времени, когда правительства идут на поводу у террористов, и наоборот. Другой раз так срастаются, что грань не видна.

«К»: В случае развязывания Третьей Мировой войны, останется ли театр военных действий в пределах Ближнего Востока или затронет европейскую часть, включая Украину?

П. Заспа: Мировая война, потому и мировая, что охватит весь мир. А если правительства подобные украинскому, считают, что их спасёт заигрывание с террористами или уберегут угрозы о сбивании наших самолётов, подобно туркам, то это только показывает их недальновидность, если не сказать - глупость. Сейчас прорывается любая система ПВО. Я бы сказал так, что в противостоянии щита и меча, сейчас наметился крен как раз в сторону меча. Потом баланс восстановится, но сегодня так. Это признали даже американцы, просчитав, сколько они смогли бы перехватить наших «Калибров» пущенных по максимально сложным параметрам и траекториям. По самым оптимистичным расчётам: три из десяти.

«К»: Разжигателей войны и их прихвостней можно только пожалеть и понять их гнилую мотивацию, но не простить и не забыть совершённые ими преступления. А что вы чувствуете при всём при этом?

П. Заспа: Воспринял как личную обиду. Скажу даже так, жалею что не в строю. Во времена махровой сердюковщины, радовался, что уже пенсионер. Сейчас же душа радуется, когда смотрю на нашу поднимающуюся с колен армию. Один тот факт, сколько наши лётчики делают вылетов в Сирии, говорит о многом. С одного аэродрома, таким ограниченным количеством самолётов (пусть даже там по два экипажа на один борт), но подготовка к повторному вылету, руководство воздушным пространством, чёткая работа по целям, пусть даже там и лучшие асы, но даже для них, это мастерство запредельное. Сомневаюсь, что где-то ещё способны на такое. Американцы в Ираке не смогли вытянуть и трети такой нагрузки.
Subscribe

  • Аффтары

    Приходится встречать молодых людей, которые во что бы то ни стало хотят изображать революцию 1905 года, или гражданскую войну, или старый…

  • Когда жизнь прожита, а значимых заслуг нет

    Литературно-критический баттхерт Литературная критика: права самозванства или правота экспертизы? Январь 6, 2018 Textura…

  • Бывшие Талантливые Авторы пишут

    Авторы идут навстречу столетней годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, но каждый по-своему. Ян Валетов написал роман…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Аффтары

    Приходится встречать молодых людей, которые во что бы то ни стало хотят изображать революцию 1905 года, или гражданскую войну, или старый…

  • Когда жизнь прожита, а значимых заслуг нет

    Литературно-критический баттхерт Литературная критика: права самозванства или правота экспертизы? Январь 6, 2018 Textura…

  • Бывшие Талантливые Авторы пишут

    Авторы идут навстречу столетней годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, но каждый по-своему. Ян Валетов написал роман…