bloody_icon (bloody_icon) wrote,
bloody_icon
bloody_icon

Categories:
  • Mood:

Ленин и пубертатные критики

Для того ли, скажи,
Чтобы в ужасе,
С черствою коркой
Ты бежала в чулан
Под хмельную отцовскую дичь,-
Надрывался Дзержинский,
Выкашливал легкие Горький,
Десять жизней людских
Отработал Владимир Ильич?

Дмитрий Кудрин Кедрин. "Кукла"


Сетевые критики, несмышлёные и беспощадные, высказывают своё ценное мнение всем, кому заблагорассудится. В сём есть беда и источник лулзов этих наших интернетов.
Надежда Попова, автор нашумевшего знаменитого сериала "Конгрегация", не осталась равнодушной к зову Ктулху отзывам взыскательных читателей. Она тщетно силится понять, что может толкать незнакомых людей раз за разом выливать нечистоты из своей головы на писателей, чьи произведения взыскательные читатели бесплатно скачали из сети и на досуге освоили.
"Все знают, и я уже не раз об этом писала (и таки да, еще не раз буду писать), что автора настойчиво и упрямо пытаются поставить в коленно-локтевое бесправное положение. Автор должен принимать любую критику как нечто непреложное и прислушиваться к ней (никто, правда, до сих пор не ответил на вопрос "что делать, когда критики противоречат друг другу"), автор не должен возражать и отстаивать свою правоту (ладно, выразимся более объективно - свою точку зрения), автор не должен спорить с читателями, автор не должен реагировать на рецензии. А, нет, не так: автор может реагировать на рецензии, но только способом "спасибо", даже если рецензия - наполовину или полная чушь."
http://congregatio.livejournal.com/394638.html?view=comments

Здесь всегда интересно узнать, что думал по этому поводу Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
stol
С которых пор гневный тон против того, чтo дурно, вредно, неверно <...>, вредит ежедневной газете?? Наоборот, коллеги, ей-богу, наоборот. Без «гнева» писать о вредном - значит, скучно писать. А Вы сами указываете - и справедливо - на однотонность!  <...>
С товарищеским приветом В. Ульянов.

"В редакцию газеты «Правда». (1 августа 1912 г.)
ПСС В. И. Ленина, том XVI

Вторя в унисон вождю кровавого пролетариата, взыскательные читатели клеймят позором пубертатной критики свои форумные никнеймы, тщась выступить против бегло просмотренного романа. Могут ли они найти поддержку и понимание в массах? Безусловно, да нет. А разгадка одна: то, что принято называть сетевой рецензией, не имеет никакого отношения к критике. Это безграмотный отзыв полуграмотного читателя, не являющимся истиной в последней инстанции. "Кто же является Последней Инстанцией, сакральным носителем пресловутой Истины?" - немедленно спросит осиливший текст до этого момента человек. А я скажу, кто. На этот вопрос лучше даст ответ товарищ Сталин. А товарищ Сталин сказал в 1935 году так: "Кадры, овладевшие техникой, решают всё".
"Какова же техника написания рецензии на литературное произведение? - спросит полуграмотный читатель сакрального носителя пресловутой Истины. - Существует ли она вообще?"
Техника, безусловно, существует. Овладеть ей не так уж сложно, главное, не лениться тренироваться. Хотя гораздо важнее дочитать этот текст до конца и затем постараться прочесть до конца рецензируемый текст, делая пометы по ходу освоения.
Начинать следует с составления плана рецензии. План должен определять круг вопросов, используя которые можно полно и убедительно обрисовать текст, дать ему оценку и, если есть желание, поучить автора писатьсделать рекомендации. План организует работу. Он нужен, чтобы решить, что именно и в каком порядке изложить в отзыве, используя материал предварительного разбора.
Что есть разбор? Разбор - это анализ произведения, составляющий основу рецензии. Анализ, а не поток говна из башки, неизменно изливаемый взыскательным читателем. Анализ предполагает систему аргументов. То есть, чтобы из критикана стать критиком, необходима ясная голова и, если не развитое умение, то хотя бы желание научиться мыслить логически. Система аргументов - энергозатратный продукт работы головного мозга. Однако обоснованный разбор с наглядной системой доказательств ведёт к убедительной оценке, повышая баллы авторитета. Он также исключает произвол в суждениях, предотвращая недоразумения в отношениях рецензента с автором при ВНЕЗАПНОЙ развиртуализации Анонимуса в подъезде его дома.
"Что же такое оценка?" - немедленно спросит напуганный школьник.
Оценка, мой юный не по годам друг, это отзыв о произведении в виде обоснованного определения достоинств и недостатков. Это предметная характеристика, за которой следует общий вывод. "Чем же характеристика отличается от оценки?" - спросит безработный сетевой воин, уставший показывать кадровикам документ с оценкой его трудовой деятельности на прежнем месте службы. "Ничем особенным", - отвечу я.
Между характеристикой и оценкой нет резкой грани. Характеристика содержит элемент оценки, оценка - элемент характеристики. Характеристика оформляется на основе разбора. Это описание произведения, раскрытие содержания (да, спойлеры - неизбежное зло рецензии) и особенностей формы.
"Как производится разбор?" - может задаться вопросом вменяемый читатель, не оставивший надежды вылупиться из личинки в критика.
Разбор произведения - это несложная, но трудоёмкая работа, при должном навыке выполняемая механически. Он зиждется на вдумчивом чтении произведения. Возникающие в процессе мысли и впечатления лучше сразу фиксировать на бумаге. Эти записи станут основанием для обстоятельного разбора. В том, чтобы оформить впечатления и составить мнение, и заключается задача предварительного разбора. Рано писать отзыв, пока не сложится чёткий образ критического произведения и мнение о нём.
Однако, помимо построения рецензии и аргументации, важной компонентой является язык изложения и тон. В тоне отзыва проявляется позиция рецензента, его отношение к произведению и автору. Автор критикуемой рукописи обычно остро чувствует тон рецензии и нередко тон задевает пейсателя сильнее, чем хуёвая оценка книги.
Здесь появляются главные подводные камни, о которые претыкается байдарка пубертатного критика, и он захлёбывается в бурном потоке срача.
Безусловно, с чувством написанная рецензия хорошо пробирает читателя, но и без «гнева» писать о вредном - значит, скучно писать, как сказал нам Владимир Ильич. А я больше скажу: без восторга писать о полезном тоже плохо. Нужны не благодушие и умиление, а хорошие, сильные, чистые чувства:зависть, злоба, ненависть. Самый скверный тон - равнодушный. "Что же делать? Как же быть?" - забеспокоится тут начинающий критик. Я могу посоветовать ему отталкиваться от логического суждения. Приёмы аргументации часто оказываются в прямой зависимости от взятого рецензентом тона. Настроение определяет ход рассуждений. Безразличие сопровождается поверхностным суждением; заносчивость, высокомерие, безответственность (часто возникающие от ложного чувства безопасности при работе на компьютере) - крикливостью и разносной хлёсткостью, больно ранящими нежного автора. Я бы предложил вдумчивую, доброжелательную оценку понравившейся вещи и умеренно доброжелательную оценку с набором рекомендаций для книги не понравившейся.
"Так что же, для каждой говнокниги я должен корпеть над бумажкой с карандашом, составлением плана и аргументацией?!" - воскликнет сетевой критик.
Придётся, только и отвечу я. Ведь тем самым ты делаешь не одолжение автору, а получаешь возможность не стать в очередной раз мудаком и косячником. Придётся потрудиться или не писать рецензию вообще. А лучше написать рецензию и не показывать её никому. Потом написать ещё одну рецензию и ещё. И ещё. Пока вышедшие из-под пера рецензии не перестанут вызывать у тебя самого чувство резкого отторжения. Придётся поработать, без этого никуда.
Или, как сказал товарищ Сталин в той же застольной речи:
Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армия будет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будет непобедима.
За ваше здоровье, товарищи!


А я так скажу:
Если армия критиков будет иметь закалённые кадры в достаточном количестве, её не победят никакие армии писателей.
Не вижу повода не выпить!

Tags: Ремесло
Subscribe

  • Библиотечка плебея

    Нашёл в интернете. Судя по формулировкам, один пацанчик от безделья фтыкал во всякие книжки - про тюрьмы, про мокруху, про жызень тяжкую и…

  • Джек Лондон и МТА

    На пике известности Джеку Лондону присылали рукописи - почитать и оценить. Бездарного автора отличает непонимание людей, жизни и тупое бездумие в…

  • Настоящий детектив

    Жорж Сименон за работой Вот так открываешь файл и с первого взгляда понимаешь, что видишь детективный шедевр. Стиль великого Маэстро буквально…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Библиотечка плебея

    Нашёл в интернете. Судя по формулировкам, один пацанчик от безделья фтыкал во всякие книжки - про тюрьмы, про мокруху, про жызень тяжкую и…

  • Джек Лондон и МТА

    На пике известности Джеку Лондону присылали рукописи - почитать и оценить. Бездарного автора отличает непонимание людей, жизни и тупое бездумие в…

  • Настоящий детектив

    Жорж Сименон за работой Вот так открываешь файл и с первого взгляда понимаешь, что видишь детективный шедевр. Стиль великого Маэстро буквально…