bloody_icon (bloody_icon) wrote,
bloody_icon
bloody_icon

Category:
  • Mood:

Вечные ценности

german_doctor_home_05
Главная писательская ценность - люди, а у людей главная ценность - время.

Время, в отличие от здоровья, не купишь. Можно заплатить денег, поесть лекарств и вернуть утраченную мышечную массу, слизистую оболочку, эпидермис, а если заплатить много денег, то даже получить здоровую печень или костный мозг. Здоровье за деньги частично возвращается взад. Но сколько бы ты ни заплатил золота, бумажек или виртуальных единичек и ноликов, никогда не получишь назад ни одной секунды своего утраченного времени. Оно не продаётся, им никто не владеет, оно достаётся бесплатно и каждый может распорядиться своим личным временем с пользой, если немного подумает. Как писатель я растратил очень много времени, о чём теперь жалею.
У писателей главная ценность - окружающие. Даже Джеральд Даррел писал не о животных, а о людях, ловящих животных, и,в первую очередь, о себе, поэтому получалось так смешно и занимательно. Человек - общественное создание, и вполне закономерно, что читателя увлечёт сначала характер, а потом событие. Есть литературный факт: людям нравится читать жизнеописания других людей, всегда, всех времён, народов и социальных слоёв, если описание это подробное и правдоподобное. Главная ценность - люди, и тем настоящая литература отличается от развлекательного чтива о приключениях тела, что показывает общественному созданию общественную жизнь во всей её полноте и достоверности. С возможностью прогностики и реальной для читателя пользой. Мало кто из писателей с этим справляется, все хотят писать нетленку, и пишут, и терпят фиаско.

А вот что пишет старый и мудрый писатель о тождестве Литературы и Фантастики: http://kurchatkinanato.livejournal.com/38149.html

Меня тут спросили в ФБ, чем отличается настоящая литература от ненастоящей.

Точнее, вопрос был о различии между собственно литературой и фантастикой. «Каких качеств нет у фантастики, чтобы считаться литературой? И что же тогда такое собственно литература? Неужели исключительно реализм?» – вопрошал мой корреспондент. Так что противопоставление «настоящая – ненастоящая» проистекает не из моего желания, оно принадлежит автору вопроса, я лишь, обозначая тему, вынужден прибегнуть к ясности определения.

Если отвечать коротко, то нужно будет сказать, что литература все, что сочинено авторской фантазией, выражено посредством слова (а не красок, например), имеет событийную составляющую – с героями или без (так называемая эссеистика, события которой – «приключения» мысли).

Эссеистику, однако, отставим в сторону – с ней в России все непросто, да ее, по сути, у нас просто нет, разве что вот сейчас только и закладывается ее фундамент, на котором неизвестно еще что за здание вырастет. Возьмем ту часть литературы, которая искони считалась в России собственно литературой – так называемую литературу художественную, где герои, их взаимоотношения, некая история, которая всех этих героев объединяет, и вот один ведет себя как подлинно  герой, другой как последний подлец, третий жертва, четвертый ни то ни се.

Неужели и в самом деле мы сочтем литературой лишь то, что определяется словом «реализм»? Где, как говорится, конкретные жизненные характеры в конкретных жизненных обстоятельствах – все, как в жизни. Нет, разумеется. Что нам тогда делать с «Носом» Гоголя, да и с «Портретом», и со «Страшной местью»? С «Двойником» Достоевского? С его же «Бобком»? А и «Черную курицу» Антония Погорельского можно вспомнить, если уж пришел на память наш 19-й век, и «Городок в табакерке» Владимира Одоевского.

Нет, все это литература, и сомневаться никому не придет в голову, что литература.

Но почему же тогда такое противопоставление «литературы» и фантастики?

Загадки на самом деле никакой нет, все дело просто в неразработанности вопроса отечественным литературоведением, которое никогда не уделяло внимания тому фундаментальному расхождению между «литературой» и фантастикой, которое и сформировало в литературном быту столь разное отношение к этим двум способам бытования искусства слова.

«Литература» пишет о человеке, фантастика о событии. «Литература» использует сюжет как средство рассказа о человеке, видит в нем инструмент, для фантастики основное – коллизия, человек в ней лишь функция, способ осуществления этой коллизии. «Литература» может быть написана скверно, тусклым, корявым языком, фантастика блистательно, ярко и выразительно, но оттого они никогда не изменятся в своей сути, не поменяются местами: одна – «литература», другая – «фантастика».

Впрочем, нужно сказать, в отечественной практике блистательно написанная фантастика практически не встречается. Более того: две трети ее, не меньше, написано просто скверно. Что легко объяснимо: читателю, для которого важны прежде всего (а даже и только!) перипетии фантастического сюжета, красоты стиля не имеют никакого значения.

В то же время читателю «литературы» язык, достоверность изображения и изящество воплощения авторской мысли в сюжете, как правило чрезвычайно важны, он, не помня, в то же время прекрасно помнит родовое происхождение «литературы» – изящная словесность, и помнит о том писатель, стремясь этому родовому происхождению соответствовать.

Та же ситуация, по сути, и с детективом. Какие особенности автор ни придает своим героям, какими чертами характера и привычками ни наделяет, они все равно остаются всего лишь оживленными функциями, подвижными фигурками, должными оживлять загадочный, будоражащий сюжет. Главное – кто убил, зачем убил, восторжествует ли справедливость, а человек как человек, как мир, как космос – это несущественно, человек служебен.   

Но, возвращаясь к разговору о разграничительной черте между «литературой» и фантастикой (ну, и детективом, конечно). Приходилось читать в том же Интернете: почему толстый литературный журнал полагает для себя возможным напечатать вот такую, скажем, вещь, где в основе фантастическое событие, а  роман такого-то, тоже фантастику, отвергает? Ведь и там, и там фантастика, восклицает автор этого вопрошания.

Вот это восклицание как раз и объясняется абсолютной неразработанностью в отечественном литературоведении теории, назовем так, метафорической литературы, которая, используя сходные с фантастикой приемы, к фантастике не имеет никакого отношения, являясь на самом деле все той же «литературой». В которой главное не фантастическая ситуация, а человек в ней. Это все та же линия «Носа» Гоголя, «Двойника» Достоевского, в 20-м веке у нас – «Собачьего сердца» Булгакова, «Приглашения на казнь» Набокова. Неразработанность этой теории смущает критику (уж я-то знаю!), дезориентирует читателя, который оказывается не способен разобраться, что перед ним.

Но в заключение хотелось бы подчеркнуть: нет, «литература» – это не только реализм. Это всякое художественное сочинение, в центре которого стоит человек. Независимо от того, какая степень фантастики или «детективизма» лежит в основании сюжета.

А и еще одно, в повтор: все литература, что сочинено авторской фантазией и запечатлено словом. И «литература», и фантастика. Жаль вот лишь, что термин «изящная словесность» вышел из употребеления и приходится, чтобы как-то обозначать литературу, в центре которой стоит человек, брать это слово в кавычки, как бы вкладывая в термин некое ироническое отношение. На самом деле никакого  иронического значения я, конечно, не вкладываю, совсем даже наоборот. Фантастику (качественную, само собой) я люблю, а «литературе», что говорить, отдана жизнь.

Tags: Ремесло
Subscribe

  • Библиотечка плебея

    Нашёл в интернете. Судя по формулировкам, один пацанчик от безделья фтыкал во всякие книжки - про тюрьмы, про мокруху, про жызень тяжкую и…

  • Джек Лондон и МТА

    На пике известности Джеку Лондону присылали рукописи - почитать и оценить. Бездарного автора отличает непонимание людей, жизни и тупое бездумие в…

  • Настоящий детектив

    Жорж Сименон за работой Вот так открываешь файл и с первого взгляда понимаешь, что видишь детективный шедевр. Стиль великого Маэстро буквально…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments