bloody_icon (bloody_icon) wrote,
bloody_icon
bloody_icon

  • Mood:

Игра

roflbot

Сидеть за прилавком было скучно, поэтому мы посменно ходили на разные мероприятия, проводимые в рамках "Большой книжной ярмарки-2017". Полистав программку и обнаружив "Письменные практики: как преодолеть страх перед текстом", я заинтересовался, что за практики такие? Тем более, что мастер-класс проводил дипломированный академический преподаватель в области психологии, а не собрат по перу.

001
Мне был знаком writer's block в самых разных проявлениях. Я успешно его преодолевал своими силами, не пользуясь советами из популярных статей. Тем интереснее было, какие техники, методы и уловки способен порекомендовать специально обученный человек.

2 сентября в университетской программе ярмарки пройдет мастер-класс «Письменные практики: как преодолеть страх перед текстом».

«Это практическое занятие, тренинг в режиме реального времени. Участники узнают, как избавиться от предубеждений, касающихся писательской деятельности, снимут ненужные зажимы», – рассказывает психотерапевт Светлана Борисова, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ.

http://perm-news.net/other/2017/08/23/101083.html

Пришёл заранее. Вместе со мной на лекцию подтянулись все городские сумасшедшие, способные держать ручку, но к урочному часу привалили студенты и зал наполнился позитивом. Собралось человек тридцать. Я сидел в среднем ряду, поэтому рядом оказались четыре молодые барышни, весь актив собрался впереди, все приколисты - на камчатке, их было большинство. Ведущая выбрала четверых, явившихся первыми, среди которых оказался я, и назначила их лидерами команд. Предложила выбрать по одному незнакомому человеку. Не интересуясь мальчиками, я ткнул пальцем в девочку повеселее, по опыту серого кардинала зная, что лучше иметь в запасе ресурс обаяния для представительских нужд, которым можно с умом распоряжаться.
Графоманы, молодые талантливые авторы и заматеревшие неудачники мне были на хрен не нужны.
Дело намечалось рисковое, вместо мастер-класса мы попали на тренинг к психологине-коучу. Запинающаяся, робеющая перед аудиторией Светлана Николаевна говорила про энергетические потоки и ауру помещения. Тема была ясная - ожидается мягкий brain-fucking. Она предложила всем желающим прибиться к состоявшимся парам и сдвинуть стулья в уютный кружок. Пожилые женщины в первых рядах образовали своё сообщество, от него отпочковались активисты помоложе, самая большая группа собралась на камчатке, а ко мне примкнули оставшиеся неприкаянными девушки из среднего слоя.
Так собрался самый удачный коллектив.
Светлана Николаевна предложила каждой группе выбрать летописца и спикера. Летописец должен был записывать реплики мозгового штурма, а спикер озвучивать выводы. Стенографировать я взялся сам, поскольку часто занимаюсь этим на издательской кухне, а спикером назначил весёлую девушку. Лицо по связям с общественностью должно быть привлекательным. На камчатке думали так же. Там собрались самые весёлые студенты. От старушатника выступал 13-летний мальчик, от активистов - хрен знает что.

1. Резюме
Первым заданием было собрать мнения участников группы, для чего они пришли на мастер-класс и озвучить резюме.
Я записывал и потому высказывался последним.

Практические советы для написания текстов.
Как собраться с мыслями.
Вспомнить ощущение работы с текстом под новым углом зрения.
Любознательность начинающего писателя.


- А вы зачем пришли? - спросила барышня, пока я молча строчил в блокноте.
- Развлечься. У меня десять книг, работаю в издательстве тринадцать лет. Я пришёл скрасить время.

Весёлая барышня встала и зачитала резюме:

Мы собрались здесь, движимые чувством любопытства, желанием получить практические советы, как собраться с мыслями и вспомнить ощущение работы с текстом под новым углом зрения.

- А как же развлечение? - спросила она, сев.
- А развлечение мы опустим, - тихо прикрыл я неуместные в публичном пространстве личные мотивации.

2. Свободное и предметное творчество
Светлана Николаевна вкратце рассказала, что такое free-writing и что такое фокусированное письмо. Предложила отпустить мысль на свободу и за три минуты сочинить, о чём Бог на душу положит, а потом за три минуты написать о том, кто я есть.

Free-writing:
Борода хипстера после хорошего фалафеля со смузи бывает настолько духовита, что перебивает приторную сладость вайпа. Но это не значит, что, будучи выкуренной в самокрутке, борода уступит ярославской махорке.

Фокусированное письмо
Мужчина в рубашке винного цвета, синих джинсах и зелёных трекинговых ботинках с белыми шнурками, сидящий на оранжевом складном стуле тренингового зала на II этаже городской библиотеки в Перми, не был хипстером.

3. Коллективное творчество
Мы должны были написать сказочку, продолжив фразу "Жил-был маленький текст", выдвинув каждый по предложению. Я поменял начало на литературное и оставил за собой концовку, зная, что придётся сводить к чему-то приличному то, что сейчас наговорят.

Жил-был текст и был он маленький.
Но он очень хотел вырасти и искал, чем бы напитаться, чтобы стать большим и мощным.
И вот однажды пришёл он на поле, полное мака и конопли, и нажрался.
Он напоминал толстую зелёную гусеницу, а какая гусеница не мечтает стать бабочкой?
Но пришёл Джордж Мартин и наступил на него, и, возможно, текст сможет воскреситься лет через пять.
А пока пусть зелёный, нажратый, расплющенный текст называется Лежак.


4. Мнение как дырка в заднице
Следующим заданием было написать своё мнение о работе над текстом.

Маленькая команда, состоящая из 4 молодых барышень приблизительно равного возраста, под руководством 45-летнего мужчины, привыкшего командовать авторами, может быстро договориться.

5. Засланцы
И тут был неожиданный ход. Мы должны были выбрать гонца и отправить его в соседнее племя (из какого в какое ведущая назначила сама), чтобы рассказать ему свою сказку, а тот по возвращении пересказал историю соплеменникам. Весёлая девушка отправилась на камчатку, а с камчатки к нам явилась ещё более весёлая девушка. Я зачитал сказку, гонцы возвратились к своим соплеменникам и принялись пересказывать услышанное. Девушка-спикер обладала хорошей памятью и удержала в голове связную историю:

Жил-был маленький текст и отправился он путешествовать.
Сначала он не знал, куда он идёт, а потом решил, что идёт к мечте.
Осмотрелся по сторонам и задался вопросом, а куда же мне нужно идти?
Он растерялся и даже подумал, что заблудился.
И он задумался, а, может, вернуться домой, где всё знакомо?


Сказка не имела финала. Большой коллектив тратит много времени на споры, работа была прервана по дэдлайну.

6. Free-writing-2
Светлана Николаевна попросила за три минуты написать в индивидуальном порядке, что Бог положит на душу после всего этого. У меня уже стали подгнивать мозги и не было уверенности, придётся ли зачитывать вслух, поэтому я сдержался и накропал отмазку:

Свободное письмо отличается от несвободного наличием свободы. Что подразумевает как свободный выбор темы, так и стиля изложения, и судьбы возникшего произведения - тоже неопределённой и, скорее всего, печальной.
Ибо только рамки формата, лишающие свободы, дают какую-никакую гарантию.


7. Два в одном
Вместе надо было выделить главную мысль своей сказки в виде вопроса и найти в изложенной гонцом сказке соседей ответ на свой вопрос, либо в конкретизированном виде, либо в форме эмоционального отклика. Тут я лезть не стал. Интереснее было понаблюдать за поисками глубинного смысла в чепухе, чем самому страдать СПГС. Разумеется, у нас всё получилось:

Как правильно действовать, чтобы реализовать мечту, а не выкинуть её на руины? Вначале надо подумать и, возможно, лучший выход ждёт тебя в начале пути.

8. Подведение
Каждый должен был дать для себя ответ на два вопроса:

I. Какая самая важная мысль, почёрпнутая мной в дискуссии?
II. Что было самым значимым?

I. Из любой белиберды можно извлечь что-то для себя значимое и даже полезное, если как следует подумать.
II. Когда говорит один, более менее успеваешь записывать.


9. Brain-fucking
Светлана Николавена предложила написать левой рукой свободно приходящие в переформатированную голову мысли, пусть даже это будут каракули, лишь бы рука двигалась привольно.
А потом дать соседу справа, чтобы он высказал свои соображения об этом. Потом соседу слева.
Спикер нарисовала много кружев, по поводу которых я деликатно написал, что арабески тоже вид искусства.
Барышня слева нарисовала змею и девочку с косичками, о чём я корректно написал, что это змей и девочка. От поиска скрытых значений уместно было воздерживаться.

У самого было вот что:
Осмысленная  мысль, написанная левой рукой, превращается в ужас что.

Отзыв справа:
Всегда есть осмысленность в повествовании.  Как бы косо она не была передана.

Отзыв слева:
Возможно, действительно, осмысленная мысль с одного ракурса превращается в ужас - с другой.


10. Домашнее задание
Ведущая предложила подчеркнуть значимые предложения и пронумеровать их, чтобы потом из этих сносок на досуге составить для себя текст. Мы понаписали ерунды, но было её немного. Подчеркнул, составил:
Возможно, текст сможет воскреситься. Вначале надо подумать и, возможно, лучший выход ждёт тебя в начале пути. Когда говорит один, более менее успеваешь записывать.

11. Итоги
Наступил волнительный для психологини момент. Ведущая предложила каждой группе дать ответ по трём пунктам:

1) Как изменились эмоции и состояние за мастер-класс.
2) Удовлетворены ли ожидания?
3) Перечислить методические приёмы, которые понравились.


Мы зафиксировали каждый сам для себя, посовещались, я записал общий вывод, спикер встала и зачитала:

1) Мы развлеклись, но по преодолению страха письма не получили конкретики.
2) Мастер-класс был нескучным и показал многоплановость, которую можно найти в тексте.
3) Нам понравился free-writing, совместное творчество и возможность найти сверх-идею в любой ерунде.


Free-writing всем понравился. Студенты с камчатки это слово отлично знали, поскольку Светлана Николаевна им это всё преподавала. А вот результат мастер-класса людей не из университетской среды совсем не удовлетворил. Это был удар со стороны публики. Ведущая растерялась. Никто не получил совета, как расписаться начинающему автору и преодолеть страх перед текстом. 13-летний мальчик-спикер сказал, что ему интересно было бы узнать приёмы создания характера персонажа и сюжетного плана, но и об этом ничего не сказали. Смысл мастер-класса поплыл. Пользы, кроме развлечения, не оказалось. Графоманы выражали неудовлетворение уровнем преподавания.
Я попрощался с барышнями, поблагодарил Светлану Николаевну за превосходно проведённое время и вышел из библиотеки к ярмарочному павильону.
Третий день торгов кончился.
Tags: Взгляд с подветренной стороны
Subscribe

  • "Хан Орды" закончен только что

    Вместо героического эпоса получилась совершенно омерзительная хуйня. Василий Федорович. "Белые шнурки" История о том, как тихвинский…

  • Воскресный кинозал

    Компания Amazon Prime Video выпустила на большой экран римейк нашумевшего фильма Сinderella, выполненный в рамках мюзикла для семейного просмотра,…

  • Юбилей

    Вы, конечно же, спросите: «А что ты делал двадцать лет назад? О чём ты думал?» Могу ответить, мне это запомнилось. 11 сентября 2001…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • "Хан Орды" закончен только что

    Вместо героического эпоса получилась совершенно омерзительная хуйня. Василий Федорович. "Белые шнурки" История о том, как тихвинский…

  • Воскресный кинозал

    Компания Amazon Prime Video выпустила на большой экран римейк нашумевшего фильма Сinderella, выполненный в рамках мюзикла для семейного просмотра,…

  • Юбилей

    Вы, конечно же, спросите: «А что ты делал двадцать лет назад? О чём ты думал?» Могу ответить, мне это запомнилось. 11 сентября 2001…