bloody_icon (bloody_icon) wrote,
bloody_icon
bloody_icon

Categories:
  • Mood:

Секреты писательского мастерства

Графоманы отличаются от писателей тем, что в основу качества производимого текста ставят вдохновение, часто делая его единственным условием литературного творчества. Учиться ремеслу графоманы не хотят. Им лень. И уж совсем невозможно помыслить об изучении смежных дисциплин: логики, композиции или богословия. Аналогии здесь прозрачны. Писатель это тот же пастырь, проповедь есть рассказ, а читатели - паства, которую нужно грамотно окормлять.
Вот что о творчестве и писателях говорит весьма понимающий человек:

  "Говорят обыкновенно, что проповедь - это есть плод свободного вдохновения пастыря и нельзя это вдохновение стеснять и ограничивать какими-либо внешними формальными правилами. Надо дать свободу проповеднику высказываться так, как он хочет, как подсказывает ему его пастырская совесть. Но нынешняя гомилетика вовсе и не думает как-либо стеснять или подавлять разумное истинное вдохновение пастыря. Совсем напротив, как мы увидим далее, современная гомилетика учит, что именно это вдохновение имеет главную цену в проповеди и более всего обеспечивает ее успех (вдохновление нужно прежде всего при подготовке проповеди, а затем при ее произнесении). Гомилетика и учит как раз тому, чтобы проповедь была "живым словом," приносящим плод в душах слушателей, а не одним лишь бесплодным сотрясением воздуха. Не все люди и не в одинаковой мере от природы имеют дар красноречия и внутреннее чутье, подсказывающее им, как надо говорить, чтобы не быть только "медью звенящей, кимвалом звучащим" (1 Кор. 13:1). Этому надо учиться. И вот гомилетика приходит на помощь тем, кто желает проповедовать с толком, предлагая им необходимые советы и правила - не внешние формальные правила, а скорее советы, руководственные указания, которых надо придерживаться, чтобы проповедь была разумным, живым словом, приносящим свой плод в душах слушателей. Иными словами, гомилетика должна заботится прежде всего о том действии, какое проповедь производит на слушателей.

   Досадно и больно бывает видеть, как при появлении проповедника на амвоне некоторые, иногда даже многие, прихожане тотчас же поворачиваются и уходят из церкви. Конечно, объясняется это часто нецерковностью прихожан, равнодушных к пастырскому слову, но нередко вина лежит на самом проповеднике, кроется в его собственной теплохладности. Уходят из церкви тогда, когда чувствуют, что уста пастыря не от полноты сердца глаголят, а что проповедь для него - это только механическое отбывание повинности, не больше. Как бы хорошо с внешней стороны проповедь ни была составлена, какими бы художественными достоинствами ни отличалась, сколь бы умно и продумано ни было ее содержание, но если она не находит отзвука в сердцах прихожан, то прихожане в лучшем случае из вежливости прослушают ее до конца, подивятся, может быть, искусству проповедника, если проповедь была составлена хорошо и если он не лишен дара красноречия, но должного действия на них такая проповедь не окажет и они останутся такими же равнодушными, теплохладными, как равнодушен и теплохладен сам проповедник. "Говорит потому, что должен это говорить" - так подумают они о проповеднике в глубине своего сердца, слушая такую проповедь.

   Для того чтобы проповедь была сильной и действенной, нужно, во-первых, чтобы она не была для пастыря механически нсполняемой служебной обязанностью, а проистекала бы из глубины сердца, исполненного духом пастырской любви к своим пасомым, а во-вторых, чтобы подготовляя свою проповедь для произнесения, пастырь не уходил бы от действительности в отвлеченные сферы бытия, но всегда бы сообразовался с целым рядом условий, которые бы сделали его проповедь не мертвым отвлеченным рассуждением, далеким от действительной жизни, но живым и действенным словом."
Архиепископ Аверий (Таушев). "Руководство по гомилетике"

Начинающим и состоявшимся авторам рекомендую читать сей внятный и содержательный труд, конспектировать и отрабатывать на практике с усердием и прилежанием.
А кто по скудоумию отринет вышеприведённое, тот будет ввергнут в ад непризнания и не узрит высоких тиражей вовеки!
Subscribe

  • "Гномики неисправимы" (с)

    Хотел написать "Опасного лаборанта", как Майкл Крайтон "Штамм "Андромеда", ну, написал. Теперь можно сравнить мнения…

  • Оборона бумажной крепости

    Над научно-фантастическим романом поставил научный эксперимент. Проверил зависимость влияния предварительной электронной публикации до издания…

  • НЁХ в массы

    Выложил на Самиздате 1/2 " Опасного лаборанта" с НЁХ и учёными. Нормальную бумажную книгу можно приобрести на " Лабиринте". -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • "Гномики неисправимы" (с)

    Хотел написать "Опасного лаборанта", как Майкл Крайтон "Штамм "Андромеда", ну, написал. Теперь можно сравнить мнения…

  • Оборона бумажной крепости

    Над научно-фантастическим романом поставил научный эксперимент. Проверил зависимость влияния предварительной электронной публикации до издания…

  • НЁХ в массы

    Выложил на Самиздате 1/2 " Опасного лаборанта" с НЁХ и учёными. Нормальную бумажную книгу можно приобрести на " Лабиринте". -…